Уважаемые школьники!

В процессе обучения вы не только пользуетесь плодами интеллектуального труда многих поколений человечества и ваших современников, но и сами создаёте интеллектуальные продукты.

 

Ваши многочисленные школьные письменные работы – это продукты вашего труда. Они разные по виду, способу написания, содержанию и оформлению. Многие из них нередко приходится ещё и представлять, и даже защищать. Оттого, насколько правильно они написаны и оформлены, порой зависит и ваша ученическая судьба.

 

В рубрике "Библиотечный репетитор" вы узнаете, как правильно написать и оформить любую школьную письменную работу, будь то реферат, презентация, творческая исследовательская работа, сочинение или эссе.

 

 

Итак, урок первый - Составление списка литературы

Список использованных источников обязателен для любой самостоятельной письменной работы, кроме сочинения. Помещается он всегда в конце работы после основного текста. В качестве заглавия используются такие варианты: «Список литературы», «Список использованных источников», «Литература» и т.п.

В список обычно включают от 3 до 7 источников. В зависимости от объёма письменной работы их может быть и больше.
Наиболее часто употребляемая последовательность расположения:
В начале списка располагаются (если есть) законы, указы, законодательные акты (в алфавитном порядке).
Дальше – остальные печатные источники в алфавитном порядке по фамилии автора или названия (если автор не указан).
В конце списка - электронные ресурсы (также в алфавитном порядке).

Независимо от компоновки использованных источников, нумерация сплошная (от первого до последнего названия). Перед фамилией автора или названием источника ставится порядковый номер арабскими цифрами с точкой, затем через пробел – начало записи.

1.
2.
3.
и т. д.

Источники информации располагаются в строгом алфавите, т.е. при составлении списка нужно ориентироваться не только на начальную букву, но и на последующие.

Например:
1. Волгин
2. Волков

Если авторы – однофамильцы, то – на инициалы.

Например:
1. Толстой А. Н.
2. Толстой Л. Н.

Если несколько книг одного автора, то – после фамилии автора в алфавите названий.
Например:
1. Мостаев Л. В. Две горы
2. Мостаев Л. В. Небо высоко

Книга без указания автора располагается в общем списке в соответствии с алфавитом по названию.
Если в списке литературы есть книги на иностранном языке, то они располагаются после книг на русском.

 

 Урок второй - Как написать и оформить реферат

Среди многообразия школьных письменных работ, пожалуй, самый популярный вид – это реферат. К сожалению, недостаточные знания правил написания реферата приводят к тому, что ученики берут книгу, садятся за компьютер и начинают переписывать абзацы с пятого на десятое до нужного объёма текста, потом пишут «План…» и «Введение». Это пример того, как не надо работать.


Под словом «реферат» часто понимаются разные формы письменных работ в виде доклада или сообщения на основе составления «вторичного» текста: свёрнутой информации из первичных источников. Употребление этого слова в различных контекстах, и объяснение его в словарях допускают различия в его понимании. Обычно, школьный реферат это краткое изложение сущности какого-либо вопроса.

Несколько советов помогут вам понять особенности написания этого вида письменной работы, а также научить, как правильно составлять реферат.

Примерная структура учебного реферата:

Титульный лист

В верхнем поле страницы титульного листа указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле - название реферата (без слова «тема» и без кавычек), а также указание вида работы и учебный предмет (реферат по…).
Ниже, ближе к правому краю титульного листа - фамилия, имя, отчество исполнителя и класс.
Ещё ниже - фамилия, имя и отчество руководителя работы, его должность.
В нижнем поле по центру без слова «год» - год написания реферата.

Оглавление или план.


 Последовательно излагаются названия глав и параграфов реферата с точным указанием страницы, с которой начинается каждая глава или параграф. Должны быть указаны : введение; главы (обычно две-три); в каждой главе – параграфы; заключение; список литературы; приложения (фото, схемы, таблицы).

Введение.

Занимает около 10 % от общего объёма работы. Во введении определяется актуальность темы, формулируется суть проблемы, указываются цель и задачи реферата. Возможно личностное эмоциональное вступление, отражающее отношение к данному предмету или теме, степень интереса, широту имеющихся сведений и т.п.

Основная часть.

Занимает около 70% от общего объёма. Каждая глава раскрывает отдельный вопрос и является логическим продолжением предыдущего. В основную часть включается: а) уточнение темы с обоснованием; б) современное состояние разработки вопроса или наиболее распространённое представление о каком-либо предмете, явлении, проблеме (с упоминанием имён, конкретных примеров); в) альтернативные точки зрения (также с упоминанием имён и, возможно, со своим отношением); г) результаты самостоятельного исследования, проведённых наблюдений, опытов.

Заключение.

Около 20% от общего объёма. Делается вывод по теме реферата, подводятся итоги работы. Кроме краткого резюме о проделанной по составлению реферата работе, нужно остановиться на прикладном значении рассматриваемого вопроса, практическом использовании.

Список литературы.

При разработке темы школьного реферата рекомендуется использовать не менее 3-7 источников (книги, периодические издания, Интернет-ресурсы).

Приложения.

Все фотографии, рисунки, таблицы, схемы и графики должны занимать не более 5 листов.

© detbibl-ahtari

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz